Семья Моцарта ®

Семья МоцартаСемья Моцарта

Семья Моцарта


И другие значения, см. Семья Моцарта (значения). Семья Моцарта Семья Моцарта Другие галереи Портреты Associates Знать места Письма и документы Автографы Нажмите на изображение, чтобы увеличить << >> использует броузер кнопку Назад для возврата Его мать Анна-Мария 1775 Отец Леопольда Моцарта 1765 Его сестра Мария Анна (Наннерль) по Lorenzoni 1762 Мария Анна Моцарт c1785 Леопольд и Вольфганг Nannerl на сцене Delafosse 1764 Его жена Констанция от Hanson 1802 Констанце Ланге 1782 Его сын Франц Ксавьер Моцарт (Wolfgang младший) 1825 Его сыновья Франц Ксавье и Карл по Hanson 1798 Его сын Карл Моцарта dagerrotype с 1856. Предоставлено Дэн Лисон Его двоюродный брат Мария Анна Моцарт Текла (Базель) 1787 Моцарт семейный портрет на стекле из Праги Моцарт семейный портрет на делла Кроче 1780 Aloysia Вебера Zemire c1784 Жизнеописание Моцарта Моцарт Индекс материала Жизнеописание Моцарта Годы детства и молодости. Поездка в Вену. Начало творческой зрелости. Последние годы жизни Все странички Детские годы. Зальцбург. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городке Зальцбурге. Зальцбург, готовый в районе Альп, представлял собой в то время столицу маленького княжества, во голове которого стоял зальцбургский архиерей, сочетавший духовную и светскую администрация. Раннее детство Вольфганг провел в Зальцбурге, где он прислушивался в народные песни, был очевидцем представлений народных театров, странствовавших по городкам и деревням Австрии и Германии. Живописна натура, окружающая Зальцбург: горы, реки, богатство садов и лесов — все это поднимало творческое фантазия малыша. Эти первые воспоминания намеренной жизни определили в предстоящем нрав и содержание музыки Моцарта. Семья Моцарта. Родился Моцарт в семье большого музыканта. Отец его, Леопольд Моцарт, родом из германского городка Аугсбурга, был скрипачом, органистом, преподавателем и композитором. Школа скрипичной забавы, изданная Леопольдом Моцартом, воспользовалась популярностью не лишь в Австрии и Германии, но и в остальных странах, в том числе и в России. Работал он в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи глава Турн, а потом( с истока 40-х годов xviii века) поступил скрипачом в дворцовый оркестр зальцбургского архиепископа. Одаренность Моцарта. Феноменальная, ни с чем не сопоставимая естественная музыкальная одаренность Вольфганга стала предметом бессчетных рассказов, в которых истина нередко перемешана с вымыслом. Однако непременно, что в большом пантеоне музыкальных гениев чуть ли отыщется иной автор, обнаруживший в настолько раннем возрасте музыкальную одаренность, схожую Моцарту. Чрезвычайно талантлива была и старшая сестра Моцарта Мария-Анна( Наннерль, как ее именовали дома). Отец, дочь и сын сочиняли сияющее трио музыкантов. Первоначальное музыкальное формирование Вольфганга и Наннерль проходило под управлением отца. Моцарт обучался забаве на клавесине, органе и скрипке. Уже в трехлетнем возрасте он прислушивался в отдельные звуки, сооружал аккорды, импровизировал, воспроизводил услышанную музыку. Память и слух Моцарта поражали всех окружающих. Друг дома Моцартов, придворный трубач в Зальцбурге И. А. Шахтнер, ведает некотороеколичество фактов из детства Моцарта, очевидцем которых он сам был. Однажды отец Моцарта пришел домой в сопровождении Шахтнера. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не лишь перышко, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает, паренек ответил, что строчит концерт для клавесина. Отец брал лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком нотки, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это детская шалость. Но когда он начал вглядываться, у него из глаз потекли слезы веселья. " Смотрите, государь Шахтнер, — обратился он к другу, — как все тут верно и со значением ". Так в четырехлетнем возрасте Моцарт сочинил концерт для клавесина. Шахтнер ведает дальше, что Моцарт чрезвычайно обожал его скрипку за ее ласковый и вкусный звук. Однажды, когда Моцарту было 7 лет, он играл на данной скрипке. Через один или два дня он упражнялся на собственной своей скрипке. Когда Шахтнер поймал его за этим занятием, Моцарт прервал забаву и произнес, что его скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, чем та, на которой он играл два дня тому обратно. Шахтнер засмеялся, но отец, зная ошеломительный слух и память Вольфганга, попросил Шахтнера доставить свою скрипку, не перестраивая ее. Оба удостоверились в том, что Вольфганг был прав. Концерты в Мюнхене и Вене. С 1762 года( Моцарту было 6 лет) начались концертные выступления Вольфганга и Наннерль в различных городках и странах Европы. Совсем молодые музыканты отдали ряд концертоз в Мюнхене. Через некотороеколичество месяцев отец, выхлопотав себе отпуск у зальцбургского архиепископа, повез всю семью в Вену, которая была в то время крупнейшим музыкальным центром. При императорском дворе, а втомжедухе во дворцах венских вельмож, существовали оркестровые и хоровые капеллы, для управления которыми приглашались выдающиеся музыканты. Лучшие виртуозы воспринимали роль в данных концертах. Поразительное художество Вольфганга обязано было изготовить огромное воспоминание в Вене, на чго ложил веры отец Моцарта. А успех в таковой музыкальной столице, как Вена, сулил юному актеру европейскую популярность и славу. Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене, вправду, изготовили фурор. Музыкальная семья Моцартов была приглашена ко двору в Шенбрун — летнюю резиденцию австрийского правителя. Там любой день Вольфганг и Наннерль игрались то отдельно, то совместно в 4 руки. Феноменальное художество Вольфганга вызывало бурю восторгов. Он виртуозно выполнял свои и посторонние сочинения, читал с листа неизвестные творения с таковой легкостью, как какбудто они были ему издавна популярны, импровизировал на данные темы, кристально и точно играл тяжелые пьесы на клавиатуре, накрытой платком. Поездка в Париж. Отпуск отца закончился, и семья возвратилась в Зальцбург в самом начале 1763 года. Летом этого же года, опять испросив отпуск у архиепископа, Л. Моцарт с детьми предпринял наиболее долговременную концертную поездку, окончательной целью которой был Париж. По дороге во Францию семья побывала ряд германских городов — Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург, Гейдельберг, Майнц, Франкфурт, Кобленц. Бонн, Кельн, Аахен. где Вольфганг и Наннерль давали концерты, вызывавшие гулкий успех. Дети игрались не лишь в городках, но и в поместьях, куда на лето выезжала местная аристократия. Несмотря на все триумфы и восторги публики, для деток таковая жизнь была очень тяжела. Их безжалостно эксплуатировали, принуждали без отдыха разъезжать по различным городкам и странам, играться и сочинять по многу часов подряд( концерты в то время продолжались четыре-пять часов). Все это было очень изнурительно для хрупкого организма малыша. Парижские воспоминания. В ноябре 1763 года семья Моцартов приехала в Париж. Приобщение Моцарта к музыкальной жизни французской главногогорода, непременно, расширило его образный кругозор. В Париже он познакомился с шедеврами музыкального художества, прослушивал именитых виртуозов, симфоническую музыку, в Версале совместно с папой и сестрой навещал концерты церковно-хоровой и органной музыки. Сам Моцарт немало придумывал в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые 4 сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком. Лондон. Знакомство и общение с Иоганном Христианом Бахом. Ободренный успехами пятимесячного присутствия в Париже, Л. Моцарт в апреле 1764 года повез деток в Лондон. В Англии после погибели Пёрселла уже не было собственных государственных композиторов мирового смысла, и, неглядя на это, в xviii веке Лондон был городом высокоразвитой музыкальной культуры, в котором имелись отличные хоровые и оркестровые капеллы и оперные театры. Лондон завлекал почтивсех забугорных композиторов— германских, австрийских, итальянских, живших там длительно и даже считавших английскую столицу собственной 2-ой отчизной. Маленький Моцарт прослушивал в Лондоне в отличном выполнении оратории Генделя, ставшего с тех пор одним из его любимейших композиторов. В Лондоне жил и работал гениальный германский автор Иоганн христианин Бах — меньший сын большого Иоганна Себастьяна Баха. Он в юности покинул Германию, получил музыкальное образование в Италии, где написал огромное численность итальянских опер seria. В 1762 году И. X. Бах переехал в Лондон, с которым связана зрелая и наилучшая пора его творческой деятельности. В Лондоне были установлены его итальянские оперы, тут же он сотворил оченьмного симфоний, концертов, камерных творений. В Лондоне Вольфганг вблизи познакомился с И. X. Бахом, и, неглядя на отличие в возрасте, И. X. Бах вел с ним долгие разговоры о музыке, знакомил со своими творениями и с творчеством больших мастеров реального и прошедшего, играл с Моцартом в 4 руки; несчитая такого, оба они импровизировали. Все это были воспоминания, оставившие значимый отпечаток в творческом развитии восьмилетнего Моцарта. Общение с И. X. Бахом и знакомство с его творениями имело для Моцарта только принципиальное смысл. Его завлекали простота и открытость музыки И. X. Баха, четкость и легкость певучих мелодий, недалёких итальянской оперной и инструментальной кантилене, согласованность формы. Особенно неотразимое воспоминание изготовили на Моцарта симфонии И. X. Баха. Под его воздействием Моцарт написал свои первые симфонии, с успехом исполненные в Лондоне напублике, ряд сочинений для клавесина и остальных приборов. Год с бесполезным прожила семья Моцарта в Лондоне, за это время детки отдали немало концертов как для широкой публики, так и при царском дворе. Но этим концертные триумфы не закончились. Получив приглашение из Голландии, Моцарты побывали Гаагу, Амстердам и остальные городка. Девять месяцев они провели в Голландии. За это время Моцарт написал немало новейших творений; посреди них одна гармония, 6 сонат для клавесина и скрипки, приемник клавесинных каприччио. Возвращение в Зальцбург. Но пора было ворачиваться домой. Срок отпуска Леопольда Моцарта издавна истек, и зальцбургский архиерей выражал возмущение. По дороге домой семья Моцартов опять побывала Париж и остальные французские городка, потом чрез Швейцарию и Германию возвратилась в Зальцбург( в ноябре 1766 года). Во всех городках детки постоянно концертировали. Три с бесполезным года длилось это огромное концертное путешествие. Занятия с папой. Леопольд Моцарт завоевал собственной цели: длительная концертная путешествие принесла значимые материальные средства. Но необходимо было основательно поразмыслить о регулярных упражнениях Вольфганга. Он уже был создателем огромного числа творений различных жанров, почтивсе понял в области музыкальной теории. Но все эти познания и навыки необходимо было привести в распорядок, развить композиторскую технику юного Моцарта, довести ее до самой высочайшей ступени достоинства. И отец стал учиться с Вольфгангом контрапунктом серьезного манеры. Участие в коллективной оратории. Зная о композиторских успехах десятилетнего Вольфганга, архиерей зальцбургский привлек его к роли в сочинении коллективной торжественной оратории; Моцарту была заказана первая дробь. Вторая дробь оратории была написана Михаэлем Гайдном — младшим братом Йозефа Гайдна. Чтобы проверить Вольфганга и отнять его поддержке отца, архиерей во время сочинения оратории держал его цельную недельку взаперти у себя в замке. Моцарт искрометно выполнил поручение, и написанная им дробь оратории при общественном выполнении имела большущий успех. Первая опера. В мае 1767 года, по случаю окончания учебного года в зальцбургском институте, Моцарт написал оперу на латинский контент " Аполлон и Гиацинт ", исполненную мощами студентов. Знакомый с многочисленными итальянскими операми, какие он слышал в различных странах, Моцарт в данной первой собственной опере, написанной в одиннадцатилетнем возрасте, подражал итальянским образчикам. В сентябре 1767 года семья Моцартов опять выехала в Вену, где брат и сестра обязаны были играться по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским владыкой. Но на этот раз Моцартам не повезло: эрцгерцогиня погибла от оспы и пиршества расстроились. Благодаря стечению и остальных событий( свертывание концертной жизни в аристократическом сообществе и подмена концертов публичными балами) Моцарты в движение зимы 1768 года практически не выступали в Вене напублике. Лишь российский король Голицын, впрошлом послом в Вене, устроил у себя огромную " академию " в честь молодых актеров. Опера Моцарта " Мнимая простушка ". Во время присутствия Моцарта в Вене его творчество было очень напряженно основным образом в области оперы. По заказу начальника венского придворного театра Моцарт в маленький срок( с апреля по июль 1768 года) написал итальянскую оперу buffa — " Мнимая простушка "( " la finta semplice ") на либретто известного итальянского драматурга Гольдони, переработанное и дополненное придворным поэтом Кольтеллини. Однако, неглядя на подготовку спектакля, на восторженный прием оперы певцами, с увлечением разучивавшими свои партии, премьера так и не свершилась. Причиной тому были козни, затеянные против Моцарта. Некоторые мастера музыканты, завидовавшие Моцарту, достигшему в двенадцатилетнем возрасте европейской славе, пытались воспрепятствовать постановке оперы. Премьера все более оттягивалась и в конце концов была совсем отменена. Моцарт, потративший на творение оперы немало энергии и труда, был чрезвычайно огорчен. К этому присоединились материальные трудности: средства, заработанные во время большущий концертной поездки предшествующих лет, были на финале, зальцбургский архиерей пресек выплату жалованья папе. Некоторым облегчением появился новейший заказ на оперу, исходивший уже не от театра, а от личного лица. " Бастьен и Бастьенна ". Доктор Антон Месмер, по квалификации гипнотизер, заказал Моцарту для собственного семейного театра небольшой одноактный зингшпиль " Бастьен и Бастьенна ". Либретто зингшпиля представляло собой германский вариант популярной оперы Ж. -Ж. Руссо " Деревенский колдун ". Это — несложная деяния размолвки 2-ух влюбленных и их примирения, устроенного старым крестьянином, притворяющимся колдуном. Жизнь фермеров и крестьянок, предоставленная некотороеколичество идиллически, маленькие песни и ансамбли народно-песенного склада придают опере нрав наивной простоты. В музыке зингшпиля уже слышны мелодические обороты, встречающиеся в творениях Моцарта следующих десятковлет. Другие сочинения в период жизни Моцарта в Вене. Так в двенадцатилетнем возрасте Моцарт был создателем 2-ух опер различных жанров — оперы buffa и зингшпиля. Но не лишь оперы писал Моцарт в Вене. Здесь появились и три новейшие симфонии, появившиеся значимым шагом вперед по сравнению с симфониями, сделанными в Лондоне. В Вене Моцарт написал еще ряд творений, в том числе праздничную мессу, которой он сам и продирижировал. Снова в Зальцбурге. В начале 1769 года семья Моцартов возвратилась в Зальцбург, где Вольфганг продолжал занятия контрапунктом под управлением отца. По постановлению архиепископа в Зальцбурге была поставлена опера Моцарта " Мнимая простушка ", которую ему не довелось увидеть в Вене. Архиепископу опера приглянулась, и он присвоил Вольфгангу титул придворного концертмейстера. Так как при дворе архиепископа культивировалась вбольшейстепени духовная музыка, Моцарт за краткое время присутствия в Зальцбурге написал ряд культовых творений: две мессы, " Те deum " для хора и оркестра, офферторий. Будучи придворным концертмейстером, он обязан был строчить для придворных банкетов менуэты и остальные пляски, соединявшиеся в оркестровые сюиты и популярные под наименованиями серенад и дивертисментов. Однако, назло их конкретному назначению, эти творения, темы которых носят очевидный народно-танцевальный или песенный нрав, уходят за рамки развлекательно-бытовой музыки и приближаются к жанру симфонии. В сюиту традиционно вступали два менуэта. Первые доли в сюитах — мелкие сонатные allegro с контрастными темами и лаконичной разработкой; медлительные доли подсказывают лирический романс, а концы представляют собой оживленные, радостные рондо. ( " Те deum laudaumus " — в переводе " Тебя, господа, восхваляем ". а Офферторий — форма церковной службы.) Поездка в Италию. В декабре 1769 года Моцарты предприняли огромную концертную поездку в Италию, где Вольфганг еще не случался. Огромный успех сопровождал Моцарта в Вероне и Мантуе, где он демонстрировал родное художество во всем его удивительном имуществе и мастерстве: сидя за клавесином, Моцарт дирижировал своими симфониями, играл на клавесине и на скрипке, импровизировал сонаты и фуги, а втомжедухе сопровождения к песням. То же повторилось в Кремоне и Милане. Граф Фирмиан( генерал-губернатор Ломбардии) устроил в собственном миланском замке блестящий пир, на котором он желал показать художество Моцарта в пребывании неповторимого сообщества. К этому вечеру Моцарт обязан был сочинить три песни и речитатив на тексты Метастазио. Убедившись в умении Моцарта строчить драматическую музыку, оперный театр в Милане заказал ему оперу для постановки во время рождественских дней. Это была опера seria " Митридат — правитель Понтийскип " по катастрофы Расина. Так как в постановлении Моцарта было 9 месяцев, он мог кооперировать творение оперы с концертами в остальных городках Италии. В марте 1770 года Вольфганг совместно с папой выехал из Милана в Болонью. По дороге он написал собственный первый квартет. Болонья. Занятия с падре Мартини. Болонья появилась принципиальным шагом на пути огромного итальянского странствия Моцарта. В этом городке находилась именитая музыкальная академия, более выдающимся представителем которой был падре Мартини( теоретик, историк музыки, автор) — создатель вбольшейстепени церковных творений в контрапунктическом манере, преподаватель почтивсех восхитительных музыкантов xviii века. Моцарт жаждал усовершенствовать свою композиторскую технику под управлением этого интеллигентного преподавателя. К любому посещению Мартини он писал фугу, приводившую профессионалы контрапункта в большущий восхищение. Выступления в Италии. Много выступал Моцарт во Флоренции, Риме и Неаполе. Во всех городках Италии Моцарт навещал картинные галереи, музеи, осматривал исторические монументы, прослушивал в театрах итальянские оперы. Тесное и конкретное касание с итальянской оперной культурой помогло Моцарту в работе над оперой " Митридат — правитель Понтийский ". В биографиях Моцарта рассказывается вариант, свидетельствующий о удивительном музыкальном слухе и памяти молодого музыканта. В Риме на страстной неделе Леопольд и Вольфганг Моцарты побывали Сикстинскую капеллу, где осуществлялось огромное многоголосное творение Грегорио Аллегри " miserere " *. Это духовное творение, написанное для 2-ух хоров, осуществлялось два раза в году( на страстной неделе) и являлось монополией храма св. Петра и Ватикана. Переписывать и расширять " miserere " не разрешалось. Моцарт, прослушавший творение один раз, придя домой, полностью записал его по памяти, не сделав ни единственной ошибки. Так Моцарт содействовал распространению музыки, считавшейся священной собственностью римского папы.( Грегорио Аллегри — итальянский автор палестриновской школы, впрошлом с 1629 до 1640 года членом папской капеллы в Риме.) Моцарт — член Болонской академии. После Рима и Неаполя Моцарты возвратились в Болонью, где Вольфганг в движение 2-ух месяцев продолжал занятия контрапунктом под управлением падре Мартини. Пребывание в Болонье ознаменовалось принципиальным событием: четырнадцатилетнего Моцарта приняли в члены Болонской академии, чем была ему оказана честь, которой удостаивались чрезвычайно немногие композиторы. " Митридат—царь Понтийский ". В Болонье Моцарт окончил оперу seria " Митридат — правитель Понтийский ", поставленную в Милане в конце декабря 1770 года. Сюжет " Митридата " взят из старой летописи и основан на борьбе понтийского короля Митридата против римского владычества. В итоге успеха оперы Филармоническая академия в Вероне втомжедухе выбрала Моцарта собственным членом. По дороге домой отец и сын побывали Турин, Венецию и Падую. " Асканио в Альбе ". В Зальцбург Вольфганг возвратился, имея из Милана новейший заказ на оперу для карнавала 1771 года. Но исполнение этого заказа отодвинулось в связи с наиболее срочным творческим поручением. Для придворного празднества в Милане Моцарт обязан был составить театрализованную серенаду в нраве пасторальной аллегории с пением и балетными сценами " Асканио в Альбе ". В связи с постановкой этого творения он опять приехал в Милон. И тут Моцарта сопровождал гулкий успех. Но наравне с этим он проверил неприятность и обиду. Австрийская императрица, заказавшая Моцарту серенаду и даже сделавшая ему дорогой презент, писала эрцгерцогу неаполитанскому. " Вы требуйте у меня брать в услужение юного зальцбуржца. Не знаю для что это, так как не размышляю, чтоб вы нуждались в композиторах или остальных ненужных людях. Если это все же принесет вам наслаждение, не хочу вас сдерживать. Говорю это потом, чтоб вы не обременяли себя людьми напрасными и никогда не давали такового сорта людям звания вашего служащего. Служба обесценивается, когда люди рыскают по свету, как бедные; и, несчитая такого, у него крупная семья ". Так, покуда Моцарт был ребенком, он служил предметом забавы и утехи. Но чем взрослее он делался, чем в нем более созревал Большой живописец, тем пренебрежительнее становилось к нему известие со стороны коронованных и титулованных повелителей. Самолюбивый Моцарт, владевший узкой искренней организацией, не мог этого не ощущать. Отношения с зальцбургским архиепископом. Триумфы в Италии были крайней ясной страницей в жизненной доле Моцарта. В Зальцбурге его ожидали противные смены. Умер старый архиерей. На его пространство вступил новейший, граф Иероним Колоредо. Если бывший архиерей не возражал против долгого отсутствия Моцартов, то новейший владелец в этом отношении был еще наиболее крут и непреклонен. Получить у него отпуск становилось все сложнее. Правда, в первый период правления Колоредо все это еще не так испытывалось. Театрализованная серенада Моцарта " Сон Сципиона ", прославлявшая новейшего правителя Зальцбурга, ему приглянулась, и он утвердил Моцарта в звании придворного концертмейстера с солидным жалованьем. Но дела их скоро начали изменяться. Архиепископ придирался к всякой мелочи, проявляя возмущение по поводу той опеки, которой окружал отец собственного гениального сына, раздражался, видя рвение Вольфганга к независимости. Инструментальные сочинения. В начале архиерей не мешал воле Вольфганга, что отдало ему вероятность снова уехать в Милон на постановку новейшей оперы " Луций Сулла ". Во время присутствия в Зальцбурге Моцарт развивал родное дело в области инструментальной музыки, вособенности симфонической. Им была написана серия серенад и дивертисментов, представляющих собой сюитные циклы бытового нрава. В этот период вособенности принципиальна служба Моцарта над новыми симфониями, в которых по сравнению с предшествующими видна крупная независимость мышления, тонкость и дифференцированность оркестровой ткани, дело полифонического развития. Зная деспотический характер зальцбургского архиепископа, отец решил освободить Вольфганга от проблем службы и уладить его при каком-нибудь итальянском дворе. Но, неглядя на успех в Милане оперы " Луций Сулла ", эти пробы ни к чему не привели. Итальянская аристократия относилась скептически к самобытности творчества Моцарта, выражавшего в собственной музыке непростой мир человеческих переживаний. Не получив истинного признания в среде итальянских меценатов, Моцарт обязан был возвратиться в Зальцбург и начать к выполнению служебных повинностей, терпя дерзкое воззвание архиепископа. Поездка в Вену. Музыкальная жизнь австрийской главногогорода. Некоторым отвлечением была путешествие летом 1773 года в Вену, куда выехал архиерей в сопровождении Моцартов. Музыкальная жизнь Вены была в этот период интенсивной. Острая сражение развернулась кругом оперного театра меж партиями Глюка и сторонниками старенькой итальянской оперы seria, вособенности в лице либреттиста Метастазио и композитора Гассе. Выдвигался итальянец Антонио Сальери, продолжавший в Вене глюковскую традицию. Инструментальная музыка переживала расцвет. Все огромную известность получали в венской концертной жизни симфонии и квартеты Йозефа Гайдна, воздействие которого Моцарт чувствовал в этот период. Однако воздействие музыки Гайдна на Моцарта, становясь всеглубже и действеннее, никогда не переходило в копирование. Ярче только действие Гайдна отразилось в 6 новейших струнных квартетах Моцарта. В Вене были написаны Моцартом хоры к драме Геблера " Тамос, повелитель Египта ". Унизительное состояние при дворе зальцбургского архиепископа. Осенью Моцарты возвратились в Зальцбург. Освободиться от службы у архиепископа Вольфгангу так и не получилось, и зависимое состояние придворного музыканта, являвшегося практически слугой, все более давало себя ощущать. Моцарт должен был развдень по нескольку часов отсиживать в передней в ожидании постановлений архиепископа на этот день, строчить музыку, угодную владельцу и его гостям. Малейшее невыполнение требований вызывало гнев архиепископа и унизительные оскорбления. На подступах к творческой зрелости. Несмотря на всю бремя зависимого расположения Моцарт работал с огромным напряжением. Он немало придумывал, выступал как клавесинист и скрипач в оркестре. В Зальцбурге Моцарт писал симфонии, серенады и дивертисменты, духовные творения. Среди сочинений, сделанных в этот период, выделяется гармония № 25, суть минор( 1773); во многом она предвосхищает известную соль-минорную симфонию 1788 года. Симфония № 25 различается взволнованно-тревожным нравом, драматической конфликтностью образов, печальными настроениями, согласием и целостностью концепции. Такого рода музыка, в которой жизнерадостность, соответствующая для симфонического жанра такого времени уступила пространство печальной патетике и драматизму, появилась выражением новейших прогрессивных веяний в европейском художестве 2-ой пятидесятипроцентов xviii века. Это было время " бури и натиска ", вызвавшее к жизни поэзию Клопштока, " Страдания юного Вертера " Гёте, " Разбойников " и " Коварство и влюбленность " Шиллера. Как и в данных больших творениях классической литературы и драматургии, в юношеской соль-минорной симфонии Моцарта выражен врождённый мир юного человека, протестующего против только, что сковывало искренние силы. Ни в одном из бывших сочинений Моцарта драматическое правило не прорывалось с таковой силой, как в данной симфонии семнадцатилетнего композитора. Из остальных инструментальных творений, написанных Моцартом в эти годы, следует упомянуть " Хаффне-рову серенаду " — сюиту для оркестра, приуроченную к свадьбе дочери бургомистра Елизаветы Хаффнер. Это творение как по составу оркестра, так и по монументальному нраву, по контрастности образов — драматических, лирических и юмористических — отступает от бытовой музыки дивертисментов и серенад. Здесь уже стерта граница меж бытовой сюитой и симфонией. Работая в Зальцбурге, Моцарт конкретно не соприкасался с оперным театром. Архиепископ относился к опере воинственно, отечественная аристократия не поддерживала германских актеров, в то же время итальянских певцов великодушно оплачивала. Но и итальянские оперные театры существовали только в крупнейших центрах Австрии и Германии, при дворах более состоятельных князей и вельмож. Прирожденный оперный драматург, Моцарт чувствовал все большее желание возвратиться к оперному творчеству. Вотан из авторитетных почитателей композитора подал мысль баварскому курфюрсту выписать Моцарту оперу buffa для новогоднего карнавала 1775 года в Мюнхене. Мюнхен представлял собой одну из богатейших резиденций Германии, град оживленной публичной и культурной жизни. При дворе баварского курфюрста был оперный театр, в котором ставились вбольшейстепени итальянские оперы seria и buffa и французские комические оперы. " Мнимая садовница ". Моцарт с увлечением взялся за творение оперы buffa " Мнимая садовница "( " la finta giardiniera ") по либретто Р. Кальцабиджи, некотороеколичество переделанному и переработанному Кольтеллини. В " Мнимой садовнице " обыденный буффонный содержание, изобилующий различными недоразумениями, ссорами и примирениями и с обязательным благоприятным разрешением всех злоключений. Хотя итальянская опера buffa уже достигла значимого развития, " Мнимая садовница " Моцарта оказалась спереди почтивсех современных опер. В декабре 1774 года Моцарт с папой выехал из Зальцбурга в Мюнхен для подготовки " Мнимой садовницы ", премьера которой свершилась 13 января 1775 года. Опера прошла с огромным успехом и приглянулась баварскому курфюрсту. В Мюнхене Моцарт написал по заказу курфюрста духовный мотет, сходу же разученный и исполненный мощами придворной капеллы. Кроме такого, Моцарт немало выступал как клавесинист. Для собственных концертов он написал 5 клавирных сонат( потом он прибавил к данной серии шестую), какие с огромным успехом выполнял при дворе курфюрста и мюнхенской знати. Время присутствия в Мюнхене подходило к концу. Нужно было ворачиваться в Зальцбург. Моцарт издавна грезил избавиться от собственной унизительной службы, от тяжелой зависимости придворного музыканта. Но все это было только иллюзией. Детские триумфы Моцарта были уже дальним прошедшим, и благородная ведать о них забыла. Кроме такого, отпустив Вольфганга по его просьбе или требованию, злопамятный архиерей сразу уволил бы и отца. Семья Моцарта оказалась бы в томном материальном расположении. Поэтому доводилось сохраниться в Зальцбурге, терпя всю бремя зависимого расположения. Произведения концертного жанра. В движение 1775— 1777 годов, проведенных в Зальцбурге, Моцарт, несчитая бессчетных духовных сочинений, заказанных архиепископом, и серенад для бытового музицирования в личных домах, написал огромное численность сольных концертов. Среди них вособенности выделяются скрипичные и фортепианные концерты с оркестром. Здесь Моцарт подошел к собственным творческим вершинам в жанре сольного концерта. Совершенное внедрение способностей солирующего прибора, органическое сочетание виртуозности и выразительной певучести прибора( крайнее не лишь в медлительных лирических долях или в мелодических эпизодах последних стремительных долей, но и в виртуозных пассажах) появилось новеньким и прогрессивным в развитии концертного жанра. Громадной популярностью используют ля-мажорный и ре-мажорный скрипичные концерты, поражающие смелостью, броской образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы. " Король-пастух ". Поездка в Мангейм. Моцарт был занят в эти зальцбургские годы и творением для театра. По заказу он написал театрализованную серенаду " Король-пастух "( 1775). Все же, работая над своими сочинениями, Моцарт не оставлял веры оставить Зальцбург. Наконец, после многократных просьб, обращенных к архиепископу и постоянно сопровождавшихся дерзким отрицанием, осенью 1777 года Моцарт достигнул разрешения съехать. Отец остался выполнять свои служебные повинности, и Моцарт поехал в Мангейм совместно с мамой. Хотя ему и не получилось заполучить службу в Мангейме, но присутствие в этом городке сыграло в его жизни и творчестве очень важную и главную роль. Мангейм в xviii веке был одним из крупнейших центров музыкальной жизни Германии. Здесь был известный оркестр, поражавший современников собственной звучностью и динамикой. Он состоял в главном из чешских музыкантов, и руководители его( Я. Стамиц, К. Рихтер, x. Каннабих и остальные) были чехами. Моцарт вблизи сошелся со многими из данных музыкантов, жил у x. Каннабиха, который гостеприимно принял его с мамой. Большое воспоминание произвела на Моцарта установленная в Мангейме опера Гольцбауэра " Гюнтер фон Шварцбург ", появившаяся одной из ранних попыток сотворения германской государственной большущий оперы. Очевидно, это событие вызвало у Моцарта( до тех пор соприкасавшегося с итальянской оперой) мысль о необходимости сотворения государственного оперного художества. Связь с мангеймской симфонической школой. Творчески восприняв лучшие заслуги мангеймской симфонической школы, Моцарт еще более обогатил свою музыку. Обострение контрастности тематического материала, повышение спектра динамики( резкие замены forte и piano, crescendo и giminuendo), выразительные интонации " вздохов " в медлительных, лирических долях — все это соединено было с действием мангеймской школы. Поразила Моцарта звучность кларнетов, лишь начавших заходить в обиход симфонической музыки и впервыйраз примененных мангеймскими симфонистами. Моцарт и Гайдн ввели кларнеты в партитуры собственных крайних симфоний. В Мангейме Моцарт впервыйраз проверил огромное, глубокое эмоция любви к юной начинающей певице Алои-зни Вебер, дочери суфлера мангеймского театра. Здесь были сделаны два концерта для флейты с оркестром, квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели, две клавирные сонаты, 5 скрипичных сонат, ряд арий и песен. С наслаждением слушая забаву Вольфганга, заказывая ему творения, приглашая дарить уроки музыки, авторитетные аристократы Мангейма не спешили дать Моцарту долговременную службу. Живя в движение долгого времени обязательствами, Моцарт в конце концов получил отказ под поводом отсутствия вакантного места. Но музыкальная жизнь Мангейма, композиторские и исполнительские успехи, а втомжедухе влюбленность к Алоизии Вебер были предпосылкой такого, что Моцарту тяжело было расстаться с этим городом. Материальные средства, накопленные для поездки, были практически исчерпаны, светлых перспектив не было — все это принуждало отца напоминать Вольфгангу о его обязанностях перед семьей. Поездка в Париж. Моцарту довелось отважиться бросить Мангейм. Весной 1778 года он с мамой выехал в Париж, на который ложил огромные веры. Но Моцарту довелось проверить в Париже горькое сожаление и много мучений. Он растерял жарко любимую мама, которая погибла на его руках летом 1778 года. Моцарт остался один в большом городке, где уже были позабыты его детские триумфы и недостаточно кто увлекался приезжим зальцбургским музыкантом. В Париже оставалось мало товарищей, помнивших Моцарта и принимавших роль в его доле. Благодаря им Моцарту получилось заполучить некотороеколичество уроков, какие не принесли ему ни нравственного, ни материального удовлетворения; розыски неизменной работы не приводили к позитивным результатам. Симфония Моцарта, написанная им для известной концертной организации( concerts spirituels) и исполненная в Париже, самого его не удовлетворяла, да и после мангеймского оркестра парижский оркестр казался наименее эластичным, мягким и различным по динамике. Установить связи с оперными театрами Моцарту не получилось. Единственным театральным творением, сделанным Моцартом в Париже, появился маленький балет " Безделушки ". Музыкально-театральная жизнь Парижа. Несмотря на мытарства и горькие расстройства в Париже, Моцарт оказался там в самой гуще кипучей музыкально-театральной жизни. Он уже был живописцем со сложившимися эстетическими взорами и убеждениями и мог критически разбираться в противоречиях данной жизни. Стремившийся к простоте и реализму музыкальной драматургии, к правдивому воплощению человеческих нравов и эмоций, Моцарт чувствовал вражда к перешедшей в оперу напыщенной декламации артистов французской катастрофы. Большие симпатии он питал к французской комической опере с ее элементарными ариеттами и романсами народного склада. Моцарт и Глюк. Сложнее было известие Моцарта к Глюку, уже поставившему в Париже " Орфея ", " Альцесту ", " Ифигению в Авлиде ", и к развернувшейся в это время борьбе меж " глюкистами " и " пиччинистами ". В собственных письмах из Парижа Моцарт писал об этом чрезвычайно жадно. Моцарт и Глюк принадлежали к различным фронтам евро оперного художества, эстетические базы их творчества были разны и во многом противоположны. Глюк жаждал покорять музыку драме, Моцарт же отводил главенство музыке. Конечно, Моцарт не мог договориться с оперной эстетикой Глюка. Но почтивсе у Глюка оказалось ему недалёким. В ряде хоровых эпизодов и сцен опер Моцарта( от " Идоменея " до " Волшебной флейты "), а втомжедухе в драматических речитативах светло чувствуется действие Глюка. Клавирные сонаты Моцарта. Не имея способности заполучить в Париже заказ на оперу, Моцарт писал там практически только инструментальную музыку. Среди бессчетных творений выделяются " Концертная гармония " для флейты, гобоя, валторны и фагота( написанная для неких мангеймских музыкантов, находившихся в это время в Париже), ряд клавирных и скрипичных сонат. Именно в эти парижские месяцы 1778 года были сделаны именитые клавирные сонаты Моцарта: ля минор, до мажор, ля мажор и остальные. Новаторство Моцарта в концепции клавирной сонаты вособенности проявилось в сонате ля мажор с вариантами в первой доли( вместо обычного сонатного aliegro), в базе которых лежит красивая по собственный задушевности и простоте лирическая, певучая мелодия; финал сонаты— это популярнейшее rondo alia turca. Между тем отец продолжал строчить возмущенные письма, осыпая Вольфганга бесконечными упреками и доказывая его возвратиться в Зальцбург. Потеряв веру устроиться в Париже, Моцарт обязан был оставить Францию. Обострение отношений меж Моцартом и зальцбургским архиепископом. Два года длилась унизительная работа Моцарта у зальцбургского архиепископа. Моцарт обязан был договориться на условия, ставившие его в чрезвычайно тяжкое состояние: он не имел права никуда выбывать даже на краткое время, ходить без разрешения владельца. Кроме такого, чтоб убить в Моцарте рвение к независимости, архиерей делал все, что могло сотворить безвыходность такового расположения. Но Моцарт не принадлежал к людям, склонявшим голову перед сильными решетка этого. Некоторые выражения Моцарта свидетельствуют о его высокоразвитом чувстве личного плюсы, демократизме и пренебрежительном отношении к тем, кто завоевал высочайшего публичного расположения благодаря происхождению, а не дарованию. Так, в письме от 16 октября 1777 года он произносит: " мне проще заполучить все ордена, какие вы в состоянии достать, чем вам сделаться таковым, как я, даже ежели бы вы дважды погибли или воскресли... " В письме папе Моцарт писал: " Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, более, чем в другом графе; все одинаково — прислуга ила граф —если он меня обругал, означает он каналья... Потому что ежели меня некто обидел, то я обязан отомстить, и ежели я сделаю не более, чем он сделал мне, то это станет только расплатой, а не наказанием. И к тому же я при этом сравнялся бы с ним, а, по истине разговаривая, я очень горд, чтоб выравнивать себя с таковым глуповатым бараном ". " Я терпетьнемогу архиепископа до бешенства ", — писал он папе 9 мая 1781 года. Даже к родному папе, который склонен был примириться с ничтожным расположением музыканта-лакея, Моцарт начал касаться недоверчиво: " Я не спрошу собственного отца ни в одной строке вашего письма, —писал он ему 19 мая 1781 года. — Это, естественно, отец, но это не мой отец ". По велению архиепископа Моцарт обязан был строчить немало церковной музыки. Светские инструментальные сочинения в этот период представлены только серенадами и дивертисментами, предназначенными для очередных празднеств, а втомжедухе " Концертной симфонией " для скрипки и альта с оркестром. Театр в Зальцбурге. Между тем зальцбургские годы, появившиеся одним из мрачных периодов жизни Моцарта, принесли ему ряд живых и новых театральных воспоминаний и связей. Зальцбург в этот период навещали разные кочующие театральные труппы, ставившие комедии, фарсы, драмы, катастрофы, балеты и оперы. Здесь было необычное слияние комического и фантастического. Драматический разговор перемежался с пением и балетными сценами. Среди данных кочующих трупп был и австрийский всенародный театр во голове с артистом и антрепренером Эммануэлем Шиканедером, подружившимся с Моцартом. В биографии Моцарта Шиканедер более только популярен как грядущий создатель либретто " Волшебной флейты ". Администратор, антрепренер, артист, выполнявший как комические, так и трагические роли, подключая шекспировского Гамлета, Шиканедер дал всей семье Моцартов преимущество на постоянное посещение спектаклей. В значимой ступени благодаря Шиканедеру Моцарт еще более приобщился к австрийскому народному театру, традиции которого стали органической составной долею оперной драматургии композитора. К этому времени относятся творения Моцарта для театра, какие, но, окончить и определить не получилось: музыка к драме Геблера " Тамос, повелитель Египта "( начатая в Вене в 1777 году) и германская опера " Заида ". " Идоменей " в Мюнхене. Положение Моцарта в Зальцбурге оставалось невыносимым. Тяжесть душевного " остояния усугублялась еще тем, что он не находил должного сочувствия у отца и сестры, считавших, что необходимо смириться и вытерпеть. В это время о Моцарте вспомнили в Мюнхене. Курфюрст и его жена заказали Моцарту к придворному карнавалу 1781 года оперу seria " Идоменей " на контент либреттиста Дж. Вареско. Архиепископ не мог сопротивляться желанию баварского повелителя и обязан был дать Моцарту отпуск для сочинения и подготовки оперы в Мюнхене. С огромным увлечением работавший над собственной оперой, Моцарт вошел в недалёкое касание с труппой мюнхенского оперного театра. Письма, в которых Моцарт описывал папе детали, связанные с подготовкой оперы, представляют собой очень дорогой исторический акт. В них уже светло воздействует реалистическая база оперной эстетики Моцарта, неглядя на древний содержание и традиционные условности жанра итальянской оперы seria. В эволюции оперного творчества Моцарта " Идоменей " является принципиальным шагом. В " Идоменее " вышло органическое соединение принципов итальянской оперы seria и глюковской драматургии. Последнее вособенности отразилось в выражении человеческих влечений и в трактовке хоров и речитативов. Значение " Идоменея " в том, что Моцарт, брав все наилучшее, что было в опере seria и творчестве Глюка, переосмыслил эти традиции в духе собственных творческих принципов и таковым образом подошел к творению опер, являющихся вершиной его композиторской деятельности. Премьера " Идоменея ", состоявшаяся в Мюнхене в январе 1781 года, прошла с блестящим успехом. На верху мастерства. Успех " Идоменея " совсем утвердил Моцарта в его давнишнем влечении не ворачиваться к зависимому расположению придворного музыканта. Ему казалось, что отъезд архиепископа в Вену по случаю погибели императрицы станет каким-то шагом на пути к избавлению. По вызову архиепископа Моцарт выехал из Мюнхена прямо в Вену. Но и тут длились те же издевательства. Надежды Моцарта на восстановление связей с верховным музыкальным миром и на выступления в салонах меценатов не могли исполниться, так как архиерей не давал ему права ходить без разрешения. У себя в доме он третировал Моцарта, принуждал делать заказ на какое-нибудь творение в нереальный срок, принуждая тем самым сидеть ночь напролет, во время обеда держал в человеческий совместно с лакеями и поварами. Разрыв с архиепископом и переезд в Вену. Терпению Моцарта пришел конец, ничего не могло ослабить его твердого решения ценой утраты материального благоденствия кончать со собственной службой. Он писал папе: "... Вам в угоду... я готов был определять собственным счастьем, собственным здоровьем и собственной жизнью, но честь моя — она мне, да и Вам также, обязана быть подороже только ". Отец пытался убедить сына не делать опрометчивого шага, но заключение Моцарта было жестким и упрямым. Он подал письменное высказывание об увольнении. Архиепископ не лишь ответил отрицанием, но и повстречал Моцарта потоком ругательств и оскорблений. Моцарт повторно принес высказывание; когда он пришел за ответом, оберкамергер архиепископа граф Арко вытолкнул его за дверь. После этого Моцарт в движение нескольких дней был недалёк к душевному расстройству. Придя в себя, он решил не ворачиваться в Зальцбург, а остаться в Вене. Моцарт был главным посреди гениальных композиторов, порвавшим с зависимым расположением придворного музыканта. Десять крайних лет жизни и работы Моцарта в Вене были вершиной его творческих завоеваний во всех жанрах музыкального художества. Тяжело складывался для Моцарта исходный период жизни в Вене. Не имея ни неизменного оклада, ни помощи со стороны родных и недалёких, утратив былые связи, он обязан был действовать до бессилия: придумывать, дарить уроки, ходить. К этому примешивалось волнение об папе и сестре, которым он лишен был способности помогать. Между тем чувство свободы, рассудок тою, что он более не возвратится к неприятной зальцбургской службе, возвращало ему былую жизнерадостность и вдохнуло в него веру на наилучшее грядущее в городке со настолько состоятельной музыкальной жизнью. На улицах Вены днем и ночкой звучала музыка серенад, дивертисментов, ноктюрнов в выполнении разных инструментальных ансамблей и певцов. Жизнь в Вене с неумолкаемыми песнями и плясками, несшимися со всех сторон, казалась нескончаемым музыкальным праздником. Национальный театр в Вене. Венский " Бургтеатр "( " an der burg ") ориентировался на творение государственного драматического и оперного художества( в театре ставились драматические и оперные спектакли). Такое направленность венского театра было обусловлено в первую очередность государственным взлетом в передовых кругах австрийского сообщества в связи с действиями разложения феодальной монархии и развитием в ее недрах буржуазно-капиталистических отношений. Австрийский правитель Иосиф ii, предпочитавший итальянскую оперу, обязан был под давлением передового публичного движения осуществить в этом театре государственный зингшпиль — комическую оперу с разговорными разговорами на германском языке. " Похищение из сераля ". Еще до конечного обоснования Моцарта в Вене в венском театре был поставлен зингшпиль И. Умлауфа " Рудокопы "( 1778), сыгравший главную историческую роль в становлении этого жанра. Моцарт получил заказ на зингшпиль " Похищение из сераля " для этого театра. Ему было предложено либретто Бретцнера, переработанное Моцартом вместе со Стефани в согласовании с музыкально-поэтическим планом композитора. Сюжет " Похищения из сераля " типичен для оперы xviii века: в плену у турецкого паши Селима мучается Констанца совместно со собственной служанкой Блондой. Их обретает жених Констанцы Бельмонте, пришедший во дворец паши со собственным ином и слугой Педрилло, влюбленным в Блонду. Радостная встреча влюбленных пар после длинной разлуки и избавление их из плена — такая канва оперы. Типичны для такого времени персонажи оперы: лаского любящая Констанца, ловкая и игривая Блонда, лирический возлюбленный Бельмонте, его прислуга — хитрый и находчивый Педрилло, злобный блюститель гарема Осмин; типична относительная " турецкая " экзотика, вызвавшая использование частей янычарской музыки( янычары — заглавие турецкого войска) и внедрение в оркестре огромного( турецкого) барабана и треугольника. Но неглядя на обычный тип сюжета ни в одной опере такого времени не было таковой мягкой и узкой музыкальной свойства героев и их эмоций, глубочайшего проникновения в их психологию, таковой задушевности и поэтичности в воплощении лирических образов и такового остроумия и юмора в воплощении комических образов, как в опере Моцарта. Женитьба Моцарта. Господство в опере идеи преданной и беззаветной любви, преодолевающей все препятствия, было в этот момент соразмерно собственным переживаниям Моцарта. В Вене он опять столкнулся с семьей Вебер, переехавшей сюда из Мангейма. Алоизия, к которой он чувствовал глубокое эмоция, сделала великолепную карьеру на оперной сцене, была солисткой венской оперы. Моцарт, живший некое время у Веберов, все еще продолжал ее любить. Но скоро его эмоциями завладела младшая сестра Алоизии, Констанца — радостная, жизнерадостная, симпатичная женщина. Дружеские дела Вольфганга и Констанцы скоро перешли во взаимную влюбленность. Чувство Моцарта подогревалось совпадением имени его жены с именованием ключевой героини оперы, над которой он работал в этот период. Однако их желание объединиться встретило барьер со стороны отца Моцарта и мамы Констанцы. Моцарт в августе 1782 года был обязан увезти жену из дома мамы и тайком с ней обвенчаться. А некотороеколичество ранее, в июле 1782 года, свершилась премьера " Похищения из сераля ", прошедшая с огромным успехом. Опера не приглянулась лишь императору, обвинившему музыку Моцарта в лишней " учености ". " Слишком отлично для наших ушей, и страшно немало нот, мой приятный Моцарт ", — произнес Иосиф ii композитору. " Ровно столько, насколько необходимо, ваше величество ", —возразил автор. Успех " Похищения из сераля " опять открыл Моцарту двери замков и салонов венской знати. Он скоро установил связи с разными меценатами, вошел в наиболее недалёкое касание с профессионалами-музыкантами, заслужившими звучное имя и европейскую популярность, немало выступал как клавесинист. В благородных, публичных и семейных кругах Вены культивировалась инструментальная музыка — симфоническая и камерная, — и Моцарт написал за эти годы меж " Похищением из сераля " и " Свадьбой Фигаро "( 1782—1786) огромное численность концертов для различных приборов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и остальных камерных ансамблей. Изучение творчества И. С. Баха. Среди меценатов, с которыми довелось знаться Моцарту, видимое пространство занимал дворянин ван Свитен. В доме ван Свитена, интеллигентного человека, объездившего немало государств, огромного приверженца музыки и композитора, осуществлялась вбольшейстепени музыка Генделя и Баха. Здесь Мо-иарт вособенности углубленно занялся исследованием полифонического мастерства И. С. Баха: его фуги, токкаты и выдумки стали настольной книжкой Моцарта. Изучение художества старых германских мастеров содействовало большему углублению и расширению образного содержания музыки Моцарта 80-х годов. Но традиции старенькой германской музыки Моцарт органически соединял с веществами венского музыкального быта. Музыка Моцарта стала труднее в гармоническом и полифоническом отношении, в ней возникли( вособенности в фантазиях и разработках концертов, сонат и квартетов) импровизационная воля, драматические и трагические образы, приближающиеся к бетховенским. Особенно в этом отношении выделяются такие творения, как клавирные концерты ре минор и до минор, клавирная выдумка и соната до минор, квартет ре минор. В инструментальных сочинениях Моцарта приметно и сведение с его же оперной музыкой( в нраве тематического материала, динамике развития музыкальных образов и с их сопоставлениях). Фантазия до минор, кпримеру, с ее сменой эпизодов — драматических и лирических — может быть уподоблена замене контрастных сцен или номеров в опере. В Вене у Моцарта было немало встреч с разными композиторами. Но далековато не со всеми сложились у него однообразные дела. Некоторые композиторы-профессионалы не сумели подняться до осмысливания художества Моцарта, полагая наглостью гармоническую и модуляционную дерзость в ряде его творений. Другие завидовали гению Моцарта. Среди крайних был Антонио Сальери, живший в Вене и занимавший высочайший пост при императорском дворе. Именно Сальери действовал против Моцарта и, воспользовавшись собственным воздействием, препятствовал ему взятьвдолг видимое состояние при дворе и заполучить там должное признание. Глюк, доживавший свои крайние годы в Вене, приподнято оценивал гений Моцарта, но, будучи тяжко нездоровым, ничто не мог для него изготовить. Встречи с Гайдном. Наибольшей готовностью для Моцарта была дружба с Гайдном. Начало их собственного знакомства относится к 1785 году. Гайдну Моцарт посвятил свои примечательные 6 квартетов — его высшее приобретение в сфере квартетной музыки. Лоренцо да Понте. Последующее оперное творчество Моцарта в значимой ступени соединено с именованием Лоренцо да Понте, либреттиста 3-х опер Моцарта, написанных на итальянские тексты: " Свадьба Фигаро ", " Дон-Жуан " и " Так поступают все ". Получив образование в духовной семинарии, да Понте принял сан аббата. Но в его нраве и в отношении к жизни не было религиозного смирения. Жизнерадостный, инициативный, темпераментный человек, он предпочитал светскую активность молитвам и посту. В Вене он занимался вбольшейстепени писанием либретто для опер суровых и комических. Встреча с Моцартом и обоюдное сотрудничество привели к появлению наибольших творений гениального композитора. Моцарт в движение нескольких лет не писал опер( ежели не полагать маленького зингшпиля " Директор театра " и неоконченных оперных сцен " Каирская гусыня "). Моцарт перебрал огромное численность сюжетов, но ни один не подходил его потребностям. Под давлением авторитетных аристократов — приверженцев итальянской оперы — условия для постановки государственной оперы были затруднительны. По этому поводу Моцарт с восстанием писал одному из собственных товарищей: " Был бы хоть один-единственный патриот у руля — все смотрелось бы подругому. Но тогда, можетбыть, так отлично взошедшие зачатки государственного театра могли бы добиться расцвета; а таккак это было бы нескончаемым неприятным пятном для Германии, ежели бы мы, немцы, внезапно серьезно начали по-немецки мыслить, по-немецки делать, по-немецки произносить и даже по-немецки напевать " " Свадьба Фигаро ". Не имея способности определить оперу на германском языке, Моцарт обязан был обратиться к жанру итальянской оперы buffa. Но его закончили удовлетворять обычные сюжеты со обычными, немало раз повторяющимися в различных вариантах комедийными положениями. Совместно с да Понте Моцарт, вконцеконцов, решил остановиться на 2-ой доли трилогии Бомарше — " Свадьба Фигаро ", установленной недавно до такого( в 1784 году) в Париже. Комедия Бомарше в критериях Франции заранее буржуазной революции 1789 года сыграла гигантскую роль в разоблачении феодально-аристократических порядков и появилась революционным знаменем в руках третьего сословия. И Моцарт обратился к данной комедии по своей инициативе, без заказа театра. Тем наиболее это удивительно, что комедия Бомарше была запрещена цензурой в Вене. Правда, в либретто да Понте соц насмешка комедии некотороеколичество сглажена, но все же основное сохранилось — антитеза развратных господ-аристократов и разумных, проворных, привлекательных слуг. Обращение Моцарта к схожему сюжету произносит о нем как о передовом живописце, ответившем собственным творчеством на наиболее волнующие и передовые устремления собственной эры. Внешне опера " Свадьба Фигаро " написана в традициях оперы buffa, но по музыкально-драматическим новаторским принципам она представляет собой новое явление в летописи музыкального театра xviii века. Развивая взгляды, какие уже были заложены в " Похищении из сераля " и намечены в наиболее ранних операх, Моцарт сотворил в " Свадьбе Фигаро " реалистическую комедию, в которой любое деятельное лицо владеет свою персональную музыкальную характеристику, богатую и многогранную, раскрывающуюся с различных сторон на протяжении всей оперы в зависимости от сценической ситуации. 1 мая 1786 года свершилась в Вене премьера " Свадьбы Фигаро ". Вначале опера встретила восторженный прием публики. Но вражда правителя и придворных кругов к новшествам Моцарта отразилась на доле оперы: как и " Похищение из сераля ", она после нескольких представлений была снята с репертуара венского театра. Однако музыка " Свадьбы Фигаро " заполучила гигантскую известность. Знаменитая ария Фигаро " Мальчик беспокойный " распевалась и разыгрывалась на улицах Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках. Для гениального композитора пришло тяжкое время. В первые годы Жизни в Вене Моцарта приглашали разные вельможи и меценаты, великодушно оплачивая его выступления. ныне же эти приглашения и заказы на творения становились все реже, что объяснялось различными факторами: непониманием творческих помыслов Моцарта, недоверчивым отношением к его новаторству, интригами со стороны ряда авторитетных музыкантов, видевших в Моцарте рискованного конкурента. Моцарт был лишен даже самых нужных средств для сносного существования его и семьи( супруги и деток). Имея долги, он подвергался притеснениям со стороны кредиторов. Пользуясь доверчивостью, мягкостью и житейской неопытностью Моцарта, издатели его врали, а времяотвремени и просто обкрадывали. Большим событием для Моцарта был огромный успех " Свадьбы Фигаро " в Праге, где эта опера заполучила смысл классического шедевра и вошла в неизменный репертуар театра. Дирекция пражского оперного театра предложила Моцарту составить оперу на содержание по личному выбору. Это предписание имело огромное смысл для Моцарта, оно временно избавляло его от материальных затруднений. " Док-Жуан " в Праге. Вместе с да Понте Моцарт перебрал оченьмного сюжетов, и вконцеконцов они остановились на известной легенде об испанском дворянине Дон-Жуане. Впервые эта сказка получила драматическую отделку у испанского драматурга xvii века Тирсо да Молина; потом к ней обращались Ж. Б. Мольер( xvii век) и К. Гольдони( xviii век). На этот содержание написана опера второстепенным итальянским композитором Гаццанига. В xix веке образ Дон-Жуана привлек Байрона, Ленау, Пушкина и остальных стихотворцев. Опера Моцарта на контент да Понте появилась самостоятельной отделкой этого же сюжета. Начал он придумывать оперу в Вене, а заканчивал в Праге в конкретном общении с театром и актерами. Пребывание Моцарта з Праге было счастливым. Там его оценивали и понимали, он немало и с огромным успехом выступал, прослушивал чешскую народную музыку, с огромным увлечением работал над " Дон-Жуаном ", который вызвал восхищение исполнителей. Премьера " Дон-Жуаиа " в Праге свершилась 29 октября 1787 года. Как оперное творение " Дон-Жуан " — высшее приобретение Моцарта. Если " Свадьба Фигаро ", при всем её новаторстве, примыкает к жанру оперы buffa, а " Похищение из сераля " — это зингшпиль, то " Дон-Жуана " уже невозможно отнести к какой-нибудь определенной жанровой категории. В различие от предшествующих драматических трактовок этого сюжета, в которых преобладали рассчитанные на наружный результат грубоватые остроты Лепорелло, нескончаемые амурные похождения Дон-Жуана, в конце увлекаемого чертями в ад, в " Дон-Жуане " Моцарта и да Понте мы сталкиваемся с суровой возвышенной трактовкой. Образы Командора, донны Анны и донны Эльвиры добиваются большущий катастрофической силы. Вместе с тем и буффонное комедийное правило в видах Лепорелло, Церлины, Мазетто выступает довольно выпукло и образно. В виде Дон-Жуана, полном жизненной энергии и огня, смешиваются оба истока — и трагическое и комическое. Таким образом, опера " Дон-Жуан " представляет собой синтез и взаимопроникновение высочайшей музыкальной катастрофы и оперы buffa. Сам Моцарт именовал ее " dramma giocoso "( " радостная драма "), желая тем самым выделить драматическую суть оперы. В музыкальных свойствах работающих лиц Моцарт развивает линию " Свадьбы Фигаро ". Музыкальные свойства получают не лишь герои оперы, но и их взаимоотношения. Так, в музыке, рисующей хотькакого богатыря, соприкасающегося с Дон-Жуаном, отображается черта Дон-Жуана. Это одно из средств заслуги сквозного музыкально-драматического развития при традиционном разделении на законченные гостиница. Сквозного развития Моцарт добивается и иными средствами: конкретными переходами от музыкального гостиница к речитативу, и, напротив, творением огромных сцен, вольно построенных в согласовании с ходом драматического деяния. Такими сценами сквозного развития в " Дон-Жуане " являются интродукция главного деяния, секстет другого деяния и оба конца. Все произнесенное дает базу произносить о " Дон-Жуане " как о психологической музыкальной драме. В мае 1788 года, после блестящей премьеры, " Дон-Жуан " был поставлен в Вене. Но там его приняли холоднее. После возвращения Моцарта в Вену опять началась полоска материальных невзгод. Только в конце 1788 года, после погибели Глюка, занимавшего обязанность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарту было предложено это пространство. Но правитель употреблял Моцарта только как сочинителя плясок дли придворных банкетов и маскарадов, за что выплачивал ему жалкое жалование. Три крайние симфонии. В движение лета 1788 года Моцарт написал три крайние наибольшие симфонии: симфонию ми-бемоль мажор, проникнутую танцевальными ритмами и интонациями: лирико-драматическую симфонию суть минор, самую известную из симфоний Моиарта, по собственной задушевности и лирической взволнованности представляющую собой неповторимое явление в симфонической музыке xviii века и предвосхищающую почтивсе в романтическом симфонизме xix века; монументальную симфонию до мажор( получившую навание " Юпитер ") с грандиозным концом, сочетающим сонатную форму с тройной фугой. В данных симфониях уже вполне решена неувязка целостности и единства симфонического цикла. Материальное состояние семьи Моцарта не улучшилось. Нечеловеческая перенапряженность в работе, неизменные материальные невзгоды угнетали, приводили в уныние большого композитора и равномерно подтачивали его организм. Чтобы облегчить родное состояние, Моцарт решал концертные поездки. Но они приносили ему недостаточно заработка. Заказов на оперу издавна не было. " Так поступают все ". Лишь в начале 1790 года и Вене была поставлена новенькая опера buffa Моцарта " cosi fan tiitte "( " Так поступают все ") на либретто да Понте, написанная в диковинно маленький срок по заказу венского театра. Опера " Так поступают все " по сравнению со " Свадьбой Фигаро " и " Дон-Жуаном " ничто принципиально новейшего не вносит. По собственной проблематике она даже является наименее значимым творением. чем обе предшествующие оперы Моиарта, неглядя пл обаяние музыки и дело музыкальной драматургии. Но ежели в идейном отношении эта опера уступает " Свадьбе Фигаро " и " Дон-Жуану ", то по яркости и персональной конкретности музыкальных черт, по психологической тонкости и мастерству ансамблевого письма она развивает взгляды моцартовской музыкальной драматургии. Премьера оперы в январе 1790 нага прошла со средним успехом. Эта радостная опера Моцарта с вблизи смешных сценических ситуаций находилась в резком несоответствии с долей самого композитора: его материальные дела находились в томном состоянии; исключительные выступления не снабжали нужного жизненного минимума. " Милосердие Тита ". В это время ему на содействие опять пришла Прага. Летом 1791 года по случаю коронования Леопольда ii владыкой Чехии Моцарту была заказана опера seria " Милосердие Тита " на либретто Ме-тастазио. Однако посадка данной оперы не вызвала особого интереса, да и в творчестве Моцарта, неглядя на музыкальные красоты, она занимает неглавное пространство и не вошла крепко в репертуар театров. Самый жанр оперы seria на мифологические или древ-неисторические сюжеты, как и тип либретто, сделанный Метастазио, к концу xviii века уже изжил себя. Для Моцарта " Милосердие Тита " появилось в значимой ступени принужденной обстоятельствами работой. " Волшебная флейта ". Последняя опера Моцарта " Волшебная флейта " — одно из наибольших творений его гения. По предписанию Шиканедера, желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный содержание исправить свои пошатнувшиеся дела, Моцарт взялся за " Волшебную флейту ". Шиканедер, формируя либретто оперы, употреблял поэму-сказку Виланда " Лулу ", подвергнув ее значимым изменениям, какие исполнялись в процессе общей работы Моцарта и Шиканедера. Так, колдун Зорастро, сначало задуманный в согласовании со сказкой Виланда как олицетворение сердитый силы, перевоплотился в разумного носителя ясного истока; и напротив, хорошая фея и страдающая мама перевоплотился в Царицу Ночи — знак тьмы, зла и коварства. Но при этом была вполне сохранена гуманистическая мысль басни, привлекшая Моцарта: сражение блага и зла, света и тьмы и пир хороших, ясных сил. Несмотря на детскую наивность сюжета, неимение логической мотивировки в развитии деяния, в " Волшебной флейте " в сказочной форме воплощены передовые морально-этические идеалы, родные Моцарту. Поэтому Гёте приподнято оценивал либретто " Волшебной флейты " и даже сделал попытку составить его расширение. Моцарта привлекала втомжедухе вероятность опять обратиться к жанру зингшпиля. " Волшебная флейта ", заканчивая формирование австрийского зингшпиля в xviii веке, сразу охватывает в себе предпосылки германской романтической оперы, зародившейся в начале xix века. В " Волшебной флейте " отыскали отображение некие идеи масонства — религиозно-этического течения, к которому принадлежал Шиканедер и частично Моцарт, в крайние годы жизни написавший некотороеколичество масонских кантат. Моцарт, далекий магической стороны учения масонских лож, не разбиравшийся в их политических интригах, воспринял и отразил передовые стороны масонства: рвение к повальному братству и любви, победу света и интеллекта над мраком. И все же содержание " Волшебной флейты " не объединяется к масонству, оно еще просторнее, и в нем не отразилась магическая сторона масонского учения. Опера эта представляет собой глубокую философскую сказку; в музыке ясно противопоставляются образы света и тьмы, с гениальной психологической проникновенностью выражены ощущения любящих друг друга Тамино и Па-мины; не наименее ярки простодушно-комедийные образы Папагено и Папагены — истинных персонажей австрийско-немецкого народного театра. Так в оперном творчестве Моцарта на верху его мастерства сохраняются связи с государственным народным театром, а персонажи басни стают живыми людьми, наделенными определенными индивидуальными чертами. Премьера " Волшебной флейты " свершилась недавно до погибели Моцарта( 30 сентября 1791 года). Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при достаточно странноватых обстоятельствах, казавшихся длительное время таинственными. К нему появился человек, облаченный в темное, заказал Реквием и исчез. Моцарт его более не видел. Это посещение изготовило на него подавляющее воспоминание: издавна уже чувствуя недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как предсказание собственной недалёкой погибели. Позднее все это объяснилось: странный гость оказался слугой глава Вальзегг цу Штуппах, имевшего обыкновение воспрещать нуждающимся композиторам разные творения, брать их за гроши и выпускать под собственным именованием. Так он намеревался поступить и с Реквиемом Моцарта. Реквием. С лихорадочной поспешностью взялся Моцарт за Реквием — родное крайнее творение, — сочиняя его сразу с " Волшебной флейтой ". Моцарту не получилось окончить Реквием: работу над этим большим творением прервала погибель. Закончил его, применяя оставшиеся эскизы и черновые записи, адепт Моцарта Зюсмайер. Реквием — одно из наибольших творений гениального композитора. Написанный на обычный латинский контент заупокойной мессы, он по собственной музыке значит за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих эмоций и переживаний: драматизм искренних конфликтов, стихийную, грандиозную картину ужасного суда, большую печаль и несчастье по утраченным недалёким, влюбленность и веру в человека. Скончался Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 года( на 30 шестом году жизни). За несколько' часов до погибели он напевал песенку Папагено " Известный всем я птицелов " из " Волшебной флейты ". Причина погибели Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая сказка об отравлении Моцарта композитором Сальери, который, вправду, завидовал гению Моцарта, и вданныймомент поддерживается некими музыковедами. Но документальные подтверждения данной версии отсутствуют, — она базируется только на устных данных, в частности на том, что какбудто сам Сальери, умирая, находясь уже в состоянии психического расстройства, сознался в убийстве Моцарта. Все это еще не дает научных оснований для доказательства ужасного правонарушения. Поэтому многими музыковедами факт отравления Моцарта оспаривается. Похороны Моцарта проходили при катастрофических обстоятельствах. Из-за отсутствия материальных средств у его осиротевшей семьи Большой автор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное пространство его погребения до сих пор непонятно. В день похорон разыгралась непогода, и никто из родных и недалёких усопшего не дошел до кладбища. Убитая горем вдова Моцарта Констанца не в состоянии была вылезти на улицу. Так бесшумно, неприметно был похоронен Большой гений, музыка которого доставляет столько художественного удовольствия человечеству.
- Обзор изменений .

Моцарт Вольфганг Амадей
Моцарт Вольфганг Амадей биография
Моцарт Вольфганг Амадей краткая биография
Моцарт Вольфганг Амадей гофман
Моцарт Вольфганг Амадей кратко о главном
Моцарт Вольфганг Амадей биография история жизни творчество
Моцарт Вольфганг Амадей хоровая творчисть
Моцарт Вольфганг Амадей маленькая ночная серенада
Моцарт Вольфганг Амадей музыка ангелов...(onclick)

Семья Моцарта- и фото .

Выполнение работ: Семья Моцарта.

 

 

 

 
Главная


Семья Моцарта ↓>→ГЛАВНАЯ

Поделись

ссылкой с друзьями: → Семья Моцарта





Похожие новости:

МОЦАРТ
Семья Моцарта ®

.
.
.
ХудАниматоры
В. и Г.
Hosted by uCoz